На воде и под водой
Подводная охота и дайвинг на Волге

Экспедиция в Казахстан
Автор: Кинг (09.02.2011 22:18 )

Вот уже второй год, как я облачился в гидрокостюм и приобщился к веселому обществу экстремалов-подводных охотников. В былые времена я был настоящим фанатом рыбалки и частенько наведывался с друзьями и отцом в западный Казахстан. Ездили по весне на ход воблы на реку Урал, зимой и летом туда же за жерехом и судаком. Осенью ездили на Кушумский канал за щукой. И теперь пришло время посмортеть на эти водоёмы глазами подвоха: Урал отпал сразу же по причине постоянно мутной воды с большим течением, а вот Кушум и его притоки: Грачи1 и Грачи2 осенью могли бы вполне порадовать подводного охотника и прозрачной водичкой и достойными трофеями — кроме крупной щуки там обитают еще в большом количестве (судя по уловам сетевиков) сом и сазан. Взвесив всё это, мы с друзьями решили провести разведывательную экспедицию. Точнее сказать, разведывательной она была только для меня и моего подводного товарища Сергея, так как остальные члены экспедиции были сухопутными рыбаками и ехали помахать спинингами за вполне предсказуемым результатом.

Когда-то, в советские времена, поездка в Казахстан имела лишь территориальный и километровый вопрос. Сейчас же, это поездка уже в другое государство, с другими законами, границей, таможней и всеми вытекающими отсюда последствиями. Но нас это не слишком волновало, поскольку в нашей команде был опытный проводник Дмитрий, знающий местную территорию как свои пять пальцев, и, что наиболее успокаивало, местных властью обремененных друзей.

Выезд назначили на 2 часа ночи тремя машинами. Как обычно бывает в подобных случаях, хозяин Субару Форестер Андрей немного проспал, и поэтому мы стартовали с часовым опозданием. Расстояние до места 460 км и, если бы не граница с таможней, мы смогли бы преодолеть его за 5 часов. Однако при самом лучшем раскладе (а именно так и получилось у нас в этот раз) мы потеряли на таможне около полутора часов, затем заехали в Уральск к одному из высокопоставленных знакомых Дмитрия за лицензией на рыбную ловлю. Вместо лицензии мы получили сопроводительную записку, которую во времена Ришелье надо было читать так: всё, что сделал предъявитель сего — сделано от моего имени и по моему указу. Подпись: кардинал Ришелье. Не буду приводить оригинал того текста, скажу лишь, что на нас он произвел большое впечатление и мы от души повеселились. Еще немного дороги (а надо отметить, что качество тамошних дорог в разы превышает наши отечественные) и в 10 часов утра мы были уже посреди бескрайней желто-коричневой степи на берегу бурно заросшего камышом канала и вдыхали пьянящий резкий запах полыни и других степных трав.

Неподалеку от нас мирно пасся полудикий табун лошадей, чем немало заинтересовал наших экспедиционеров. Сходов к воде, лишенных камыша в том районе было крайне мало, а рядом и вовсе отсутствовал, поэтому лошади были явно недовольны нашим захватническим поведением, но ввиду отсутствия другого места для водопоя, им пришлось таки смириться с нашим присутствием.

Быстро, с великим энтузиазмом разбиваем лагерь и накачиваем лодки. Немного и наспех позавтракав наши рыболовы устремляются на воду полосовать ее безжалостно своими колебалками, поперами, воблерами и вертушками. Мы же с Сергеем решаем, что надо выждать момента окончания утреннего клёва, чтобы рыба успокоилась и остановилась на отдых. В связи с этим решаем пару часов поспать и набраться сил.

Как Штирлиц просыпаемся оба через два часа и тут же начинаем облачаться в гидрокостюмы. Через несколько минут мы уже на воде. Ну вот и первое разочарование — прозрака нет! Видимость максимум один метр. Пробуем попеременно тактику поиска и залежки в камыше и траве. Результат один — рыбы нет вообще и никакой! Вот это да! Если бы я сам не знал это место, то точно бы решил, что нас привезли на какое-нибудь озерцо в центре Самары. Отплыв от лагеря метров на 300 — 400, замечаю, что вода потихоньку начинает светлеть, прозрачность увеличилась до полутора- двух метров и даже пару раз видел быстро удаляющиеся от меня хвосты средних по размеру щук. Проплавав около 3 часов, выходим немного расстроенные на берег. Наши друзья в гораздо лучшей ситуации: почти каждый поймал достойную щуку, а уж мелкая клевала на каждый третий заброс. Проанализировав ситуацию, приходим к выводу, что из-за такой большой активности, щука находится в постоянном движении, и улавливая боковой линией любое колебание, устремлялась либо к наживке (в случае наших друзей) либо в укрытие (в нашем). Прозрачность вдали от лагеря со слов надводных друзей была действительно лучше. Что ж первый тайм не в пользу подвохов. Будем готовиться к ночной битве. Уж ночью щука точно должна отдыхать при такой дневной активности.

На ужин готовим традиционную для первого вечера гречневую кашу с тушенкой. На природе, да под холодную водочку, да со степным ароматом в воздухе, да в весёлой приятной кампании... Ммм... Ну, кто это хоть раз испытал, меня поймёт!

Поспав несколько часов после ужина, встаем и собираемся на ночную охоту. С нами в лодке поехал мой кум Андрей. Он в этот раз решил переметнуться на сторону рыбаков, хотя в Астрахани показывал хорошие результаты и как подводный охотник. Но, честно говоря, для нас даже лучше, если б кто-то был всё время в лодке, как говорится, на подхвате. На лоб он одел диодный фонарик, который здорово нам помогал ориентироваться в воде. Ночь выдалась очень тёмной, без звезд и луны. В округе ни единого отблеска. Как будто находишься в темной комнате с выкрашенными в черный цвет стенами. Поэтому после каждого длительного нырка приходилось высвечивать окружающие камыши и искать глазами этот единственный налобный фонарик друга, чтобы не заблудиться. Прозрачность здесь уже была вполне приемлимой 2 — 3 метра. Щука действительно стояла и отдыхала. Щуки было много, но в основном мелкая. Теперь мы своими глазами увидели причину такого отличного дневного клёва у наших друзей. Местами щуки стояли по 2 в поле зрения! Сначала взял парочку разминочных полутора-двух килограммовых щук, затем одну на 3 кг, несколько прекрасных полутора — двух килограммовых карасей. Всё хватит. Надо искать трофей, за которым я сюда приехал. На моё удивление ни одного сазана я не увидел, и Сергей то же. Пару раз видел в крае фонаря маленьких сомят, быстро скрывшихся в темноте. Отплыв метров 200 от лодки решаю повернуть обратно и поплыть по другую сторону канала. Одновременно даю сигнал в лодку, что бы меня забрали. На очередном нырке при выходе с глубины (а ее там было максимум 3 метра) подхожу к водорослям и камышу, делаю выдох и новый вдох, вижу как лодка приближается на перерез мне и вдруг замечаю, что прямо по моему и лодочному курсу стоит большая тень щуки. Медлить нельзя — через мгновенье лодка наедет на щуку и всё пропало! До щуки около двух метров. Вытягиваю максимально своё полуметровое ружьё — стреляю! Попал! Сердце учащенно забилось. На облако мути наехала лодка с Андреем и Сергеем. Я стараюсь остановить лодку и оттолкнуть ее подальше, а они недоумённо смотрят на меня и спрашивают о случившемся. Быстро объясняю им ситуацию и передаю ружье с размотанным с катушки линем в лодку. Сергей потихоньку начинает выбирать слабину. Щука всё еще на гарпуне, но как она там держится? Через несколько секунд я ее замечаю и схватив под жабры переваливаю в лодку. Фухх... Можно расслабиться. От радости и возбуждения мои глаза больше маски. Осматриваем все вместе трофей — здоровый крокодил! Таких я еще не ловил. Тогда нам она показалась на все 10 кг, однако на взвешивании — всего 7,600. Но все-равно это самая большая моя щука. Тогда, в лодке, я сказал: вот мой трофей отпуска, за ним-то я и приехал!

Переместившись на другое место, снова расходимся от лодки. Очень надеюсь, что и Сергею сегодня тоже повезёт. Однако, удача была на моей стороне: метров через 100 я вдруг неожиданно замечаю под собой большое бревно, которое тут же оживает и удаляется в сторону камыша. Как я ее не заметил? Видимо причина в том, что глаз уже привык видеть другого размера рыб, привык реагировать на отблеск, а тут наоборот — тень

какая-то. В надежде, что щука не ушла далеко, направляюсь к стене камыша и через несколько метров действительно замечаю торчащую из камыша большую щучью голову. Была ли это та же щука или ее подружка — не знаю, но не наводя на нее луч фонаря, стреляю прямо в загривок. После непродолжительной борьбы хватаюсь за оба конца гарпуна, торчащие по обе стороны от головы щуки и зову Андрея на помощь. Эта щука оказалась на 6 кг. То же классно! Андрей предлагает и мне влесть в лодку — дескать, замерз уже, хватит. Нет, азарт захватил меня полностью и я снова удаляюсь от лодки. В воде слышны периодические щелчки серёгиного пневмата. Радуюсь за него, правда, не знаю пока кого он там стреляет. Не проплыв и 20 метров, вновь замечаю большую тень среди водорослей неподалёку от камыша, словно электричка на темном перроне. Прицеливаюсь — есть! Щука взмывает вверх, но затем безжизненно падает на спину — отличный выстрел в основание головы. Снова кричу Андрею и подбираю трофей. Этот экземпляр потянул на 7 кг. Всё хватит — пора и честь знать. Тем более, что холодная осенняя водичка уже дает о себе знать. Подбираем Серёгу — он обвешан крупными карасями и среднего размера щуками. В целом тоже доволен охотой, хотя немного переживает, что не встретил ни одного достойного экземпляра.

Уже на берегу устраиваем фотосессию и садимся за стол отмечать наш успех. Теперь мы спиннингистов явно обошли! С волнением я вновь и вновь рассказываю друзьям о своих встречах с крупными щуками. Да, и у нас на Волге люди стреляют таких щук. Но вероятность встретить такую щуку гораздо меньше, чем здесь, на Кушуме, а уж повстречать трёх за одну охоту так и вообще из области фантастики. На следующий день спиннингисты, увидев наш результат, напрочь отказались ехать домой и категорически решили остаться еще на один день. Нам пришлось принять сторону большинства, так как в противном случае пришлось бы поиметь проблемы на постах ГАИ и рыбоохраны, двигаясь без д0и00миной спасительной грамоты и специального удостоверения. Отправив всех рыбаков на воду, принимаемся за приготовление рыбных блюд: хе из щуки, ухи и жареной рыбы. Погода целый день стояла солнечная, тихая. И обилие вкусной свежей еды на свежем воздухе в компании единомышленников доставляла поистине райское наслаждение. Ну какой, скажите, морской курорт с шезлонгом и простым лежанием под солнцем сравним с таким отдыхом, какой устроили себе мы вдали на многие десятки километров от жилья и цивилизации.

На вечерний клёв решили поехать и мы с Сергеем. Я — для того, что б вспомнить старое, Сергей — что бы получить сравнение в ощущениях от рыбалки и подводной охоты. Клёв был неплохой, но ничего похожего на моих крокодилов никто из нашей компании так и не поймал.

Подготовившись к ночной охоте, снова отправились немного отдохнуть в палатку, а когда вылезли из нее через пару часов — не узнали наш лагерь: все сумки разметало ветром, шатер, который стоял над столом взмывал вместе с ножками в воздух. Кое как справившись с последствиями урагана, признаем, что желание лезть в такую погоду в воду нет уже никакого. Что ж — идем досыпать. Под утро ветер утих, небо прояснилось и температура воздуха перешла на минусовые отметки. Надо еще сказать, что я так бурно собирался в эту поездку, что забыл взять с собой спальные мешки. И у нас на троих в палатке был всего один спальник, которым мы укрыли ноги, а сами спали во всей одежде и куртках. Не надо особо говорить о том как мы продрогли за эту долгую и холодную ночь. Рассвет встречали уже на ногах, приседая вокруг палаток и попивая периодически горячий чай. Все, что нас окружало, было покрыто инеем, от воды шел сильный пар, как зимой от полыньи.

С восходом солнца стало заметно теплее. Начался долгий процесс складывания лагеря. Не люблю этого делать, как впрочем, и любой, кто читает сейчас эти строки. Всегда грустно осознавать, что все самое лучшее в поездке уже позади, а впереди еще долгая дорога домой. А в этот раз она получилась совсем долгая.

Отбыв с места нашей стоянки в 12 часов дня, мы в половине четвертого уже были на казахской границе. Но сначала перед нами без очереди запустили целый автобус людей, а затем еще несколько газелей с жителями Узбекистана. А их, мы так поняли, таможенники «любят» особенно крепко. Затем всё тоже повторилось на российской таможне. И в итоге лишь в 8 часов вечера мы полностью замаринованные и давшие друг другу слово никогда больше не ездить в Казахстан, наконец-то отбыли от приграничной зоны и еще через 3 часа вернулись домой в Самару.

У каждой поездки есть конец. Но далеко не каждая поездка или подводная охота запоминается. Эта экспедиция, я уверен, навсегда запомнится мне и моим товарищам, благодаря той атмосфере, которая царила все эти дни в нашей компании, благодаря прекрасной рыбалке и охоте и небольшим приключениям в дороге.

Коментарии

Otter 15:32 27.02.2011
Познавательно и интересно как всегда. Про таможню и связанные с ней проблемы слышал много раз от разных людей. Ограничивают вывоз пойманной рыбы, запрещают ввозить свою наживку и т. д. Таможня - камень предкновения.
Lancelotta 09:18 28.02.2011
А вроде обсуждали на форуме что все это дело сейчас упростили? Или я может что то путаю ...
Для возможности комментирования пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь.