На воде и под водой
Подводная охота и дайвинг на Волге

Каспийские раскаты. База Лазурь
Автор: Кинг (09.02.2011 22:18 )

Интересна природа человека: стоит только что-то попробовать, и, уж если понравилось, то всё, как наркоман тянешься вновь и вновь обладать тем, чем уже однажды обладал.

Наверное, от этого и появляются на свет азартные игроки, обжоры, бабники и … охотники, рыбаки и их совместное детище — подводные охотники.

Мне, наверное, повезло — я попал в конец этого списка и потому утешаю себя тем, что это полезные занятия, приводящие к укреплению здоровья, добычи пропитания и т.д. Но если быть до конца честным, и вы согласитесь со мной, часто подобные занятия приводят не только к ухудшению здоровья, но и к потере жизни. А про добычу и вообще говорить смешно: мало привезешь — дорого обошлась, много привезешь — начинаешь развозить всем друзьям и родственникам (естественно даром). Тогда зачем всё это? Ответ прост:

мы просто не можем жить без страсти!

Страсть окрашивает нашу жизнь в яркие краски, придаёт новый смысл нашему существованию, заставляет быть целеустремлёнными и более эффективными! Вот, казалось бы, столько лет мечтал побывать в Астрахани, подсчитывал расходы, соизмерял с целесообразностью и что? Только вернулся после первой поездки в июне, как уже вновь захотелось попасть туда обратно, но уже сыновей взять, чтоб и они это увидели. Говорят, в Париже если не бывал — жизнь зря прожил. Так я думаю, что для натуралиста, коим является любой рыбак или охотник — в Астрахани не бывал — жизнь зря прожил! Вот и решили мы с моим другом Андреем (по совместительству — кумом) поехать в августе вновь на каспийские раскаты и пацанов моих с собой прихватить.

Что ж, цель поставлена и достигнута! По проторенной дорожке мы вновь прибыли на рыболовно-охотничью базу Лазурь. Встречали как родных! Валентина и Викторыч вышли на встречу. Валя даже сказала: «как будто и не уезжали». Вера — хозяйка столовой тоже нам обрадовалась. Да, радость взаимная и неподдельная — это любой человек ощущает. Расположились мы в уютном домике с деревянной отделкой. На базе он называется домик второй категории по причине отсутствия душа.

Но я вам скажу, что при температуре воды в протоке и раскатах 25-28 градусов и нескончаемых водных процедурах, мы этот недостаток не заметили. Зато, жилая комната намного просторнее, чем в домике 1-й категории, и поставив раскладушку, мы не чувствовали себя стесненными даже вчетвером.

Как всегда, ужин и новые знакомства, рассказы о рыбалке и охоте проживающих и самих хозяев. Викторыч и Валентина с упоением рассказывали о посещении базы Александром Кочубеем, известного по своим замечательным фильмам и передачам о подводной охоте. Одним словом отдых начался!

На утро решено было обследовать Мечётный проран со спиннингом и на предмет прозрака. Снова радостная встреча с нашим знакомым егерем Сашей! Вот уж действительно — как будто и не уезжали. Выехали в 8.30 на двух лодках. Андрей и мой старший сын Виктор поехали с Сашей на куласе, а я с моим младшим сыном Павлом на своей. Надо сказать, что в этот раз взял свою надувную лодку, как говорится на свой страх и риск, поскольку Викторыч предупредил о возможных трениях с пограничниками. Зато удобство наличия своей лодки очевидно!

Ветер дул уже несколько дней юго-восточный, а для этих мест он является самым бесклёвным. Однако, все равно удалось поймать за утро несколько небольших щук, достаточно много окуней, и на попер я поймал полуторакилограммового жереха.

Едем обедать на базу, и вечером вновь продолжаем обследовать Мечётный. Вечером ситуация с клёвом не изменилась. По здешним меркам клёва нет. По нашим — достаточно неплохой, не дающий скучать. Прозрак нашёл я уже ближе к закату у самого выхода из Мечётного, у так называемой Дыры. Хотя с утра и не собирался нырять, на всякий случай захватил с собой в лодку снарягу, и помятуя чьё-то мудрое высказывание: «видишь прозрак — ныряй не откладывая», облачаюсь в гидрокостюм и погружаюсь в водичку.

Прозрак нормальный, местами до 3-х метров. Сразу попадаю в мир большого количества окуней, уклейки и прочей мелочи. Хотя некоторые экземпляры под килограмм мелочью не назовешь, стараюсь не обращать на них внимания. Плавать в этих краях — одно удовольствие! Именно плавать, потому как нырянием пребывание в полутораметровой толще воды не назовешь. Почти сразу же столкнулся с маленьким сомиком — котёнком. Он, повиливая хвостом и топорща усы, с большим любопытством подплыл ко мне. Стрелять в такого дружелюбного и маленького зверя рука не поднялась.

Хотя, случись такая встреча под Самарой, возможно, отправился бы он на пирог. Его полтора килограмма вполне бы хватило на это гастрономическое произведение. Еще через несколько метров стали попадаться те самые небольшие (1-2 килограммовые) щучки, которые с такой неохотой брали сегодня наши приманки. Вдруг в камышах вижу более достойный экземпляр — щука кила на четыре. Прицеливаюсь, стреляю, попал.

Однако, при рывке рыбы вижу как линь вырывается из ее тканей. Щука, отплыв на 2 метра внутрь камышей, останавливается. Я перезаряжаюсь и начинаю протискиваться среди камышей за ней. Но вот ведь зараза! Как только подтягиваюсь на выстрел, она еще глубже уходит в камыши. Помучавшись изрядно и, главное, потеряв ее из виду, с огорчением выбираюсь на чистую воду. Ради собственного успокоения стреляю небольшого линя и 2-х килограммовую щуку. Как всегда и бывает под водой — время течет по-другому, и я оглянуться не успел, как солнце уже начало садиться, а мои друзья уже заждались меня в лодках. Солнце весь день жарило нещадно. Температура воздуха доходила до 40 градусов. Купались с лодки и с мостков на базе целый день.

От такого времяпровождения усталость навалилась на всю нашу четвёрку ватным одеялом. На пойманную рыбу не хватило сил (а ведь хотели закоптить!) — отдаем все Саше. После ужина готовимся к следующему дню. А начали мы к нему готовиться еще в Самаре. Наслушавшись рассказов о том, как здешние сомы рвут толстые плетёнки, мы решили подготовиться серьёзно.

Я срезал в лесу и высушил ореховые палки длиной полтора метра. Затем мы накрепко толстой нитью привязали к ним пропускные верхние кольца и мотовила для миллиметровой лески. Осталось привязать грузила с поводками и наловить лягушек и ракушек, что мы и сделали и без чувств свалились спать. Подъём до рассвета. К нашему великому удивлению, Вера встала вместе с нами и накормила нас завтраком. Спасибо ей огромное за такое чуткое отношение к нам за все время пребывания на базе! Всё, едем на жилку! Рассвет встречаем в лодке.

Выехав на раскаты, попадаем на лотосовые поля. Цветы на редкость красивые! А какой от них запах! Он разносится на десятки метров в округе.

Достигаем жилки. Места и здесь очень красивые! Попутно поднимаем стаи бакланов, диких уток и лебедей. Встаем над соминой ямкой. Вода мутная, течение сильное.

Закинули удочки с разных сторон от лодки. Ждём. На удочку с насаженной ракушкой ждать пришлось совсем недолго — поклевки мелкой рыбы начались спустя несколько секунд. А через 5 минут всё затихло. Вынимаем — крючок чист, как из магазина! А ведь насаживали ракушечного мяса граммов 150. Андрей насаживает снова — все повторятся с точностью до секунд. Убедившись в невозможности ловли на ракушку в здешних местах раз так эдак 10 (кум у меня очень упорный!), переходим тоже на лягушку. За 2 часа было около 5 поклёвок сома. Поймать удалось трех. К нашему разочарованию — все маленькие, от 1,5 до 3 килограммов. Больших сомов только видели, как плескали. Ну что ж, какой-никакой, а результат.

Дальше по плану подводная охота на раскатах. Саша привозит нас на место, где еще недавно подвохи добывали сазана (чтобы мы без Саши делали?!). И тут выясняется, что я забыл свой грузовой пояс.

Больше меня расстроился Андрей. Надо сказать, что он человек очень порядочный и его сразу стала мучить совесть, что он будет охотиться, а я ждать его в лодке с егерем. Саша тоже, вспоминая прошлые мои «охотничьи подвиги», расстроился. Пришлось пойти на компромисс — я снял ремень со штанов и повесил его на себя. Груз один оказался лишним у Андрея. Мало конечно, но хотя бы есть за что кукан прицепить. Вид у меня был весьма комичный! Зато поднялось у всех настроение, которое и без того было хорошее.

О гидрокостюме скажу отдельно. Покупая гидрокостюм весной, был запуган продавцом холодной водой, и приобрёл 7- миллиметровый охотничий костюм «Неопро» с титановым напылением. Скажу вам, что кроме нескольких погружений в ледяной воде среди тающих льдин, всё остальное время мне в нем было жарко. И предвкушая теплую прикаспийскую водичку, с сильной опаской подумывал о перегреве. Но проблема решилась просто.

Я на нашем форуме высказал свои опасения и старейшина Макс дал весьма полезный и «бюджетный» совет — одеть вместо неопреновых высоких штанов обычные «хэбэшные» трико. Я остался очень доволен — проплавав все дни в таком одеянии (разумеется, пояс я больше не забывал), не испытал никакого температурного дискомфорта. Вернёмся к охоте. Плавать недогруженным конечно очень тяжело, особенно тихо плавать. Но у меня такой опыт уже был при первой моей охоте в жизни. Здесь разница была лишь в том, что нырять не надо — плыви и плыви себе потихохоньку. Добыть удалось за 2 часа одну щуку и двух сазанчиков. Самый большой кила на 4. Попадались еще, но все они были нетрофейного размера, и я их не стрелял. Не густо, но и не пусто, а учитывая моё прежнее решение отсидеться сегодня в лодке, так это вообще классный результат. У Андрея результат получше — взял приличного сазана, килограммов на 7. Это самый большой подводный его трофей. Наши поздравления. Естественно фотосессия.

Возвращаемся на базу. Идем обедать. Мальчишки мои перезнакомились уже с какими-то девчонками (в общем-то это неплохо), купались целый день то в протоке, то в бассейне детском на территории базы.
Делаю им сюрприз — берем на прокат «банан» и едем кататься по Мечётному прорану. Восторг и радость у детей неописуемая! Глядя на них, мы с егерем Володей попеременно расплываемся в улыбке. Почти обессиленных, доставляем их на базу.

На отдых полчаса — ведь впереди, опять же по плану, рыбалка на спиннинг. Снова едем на Мечётный. Опять клёв слабенький, но все равно весело: то один, то другой из нашей компании вытаскивает окуня или щучку, тем самым, подзадоривая остальных.

Рыбу уже не берем, отпускаем. Той, что наловили и настреляли с утра уже намного больше 10 кг. Андрей пробует нырять, но не найдя прозрачной воды, немного расстроенный возвращается в лодку. Зато мы с Павлом обнаружили моего вчерашнего подранка щуки. Она плавала в верхнем слое воды между водорослями, разрезая плавником водную гладь. Потихоньку подплыв к ней, стреляю из ружья прямо с лодки. Есть! Добрал! Радуюсь больше, чем когда добываешь рыбу под водой. Всё на сегодня хватит. Едем на базу.

В столовой снова рассказы, обмен впечатлениями. Один молодой охотник Егор из Санкт-Петербурга очень живописно рассказывал о своей сегодняшней встрече с крупным сазаном килограммов на 12. Моим детям уж больно понравились его слова: «… и тут выходит эта корова…». Все оставшиеся дни они вставляли его словечки в свою речь. В общем, весело было! На утро решили повторить программу предыдущего дня и снова попытать счастье на жилке. Сом клевал 3 раза. Одного поймали, килограммов на 6. Снова не то. Ну, да ладно.

Поехали снова нырять. Снова великое множество всякой рыбы. Каждый из нас добыл по несколько зачетных сазанов нетрофейного масштаба, карасей-буфало, мне попался сомик килограмма на три. Попал я ему в среднюю треть длины, поскольку голова и пузо у него в водорослях находились, и стрелял немного наугад. Пока брал его в руки, пару раз укусил меня за пальцы (благо, что в перчатках был) — агрессивная рыбка! Удовольствия получили море! Всё, пора на базу.

Трофеев чистим, вспарываем и отдаём в заморозку. На взвешивании почти 20 кг! А ведь даже не стремились столько добыть. После полуденного отдыха двое из нашей команды — Андрей и его крестник Павел, сходят с дистанции и отказываются от вечерней рыбалки на спиннинг. Сказывается напряженный график отдыха.

Выезжаем с Виктором на Мечётный проран и замечаем, что ветер сменил немного своё направление на южный. Появляется надежда на улучшение клёва. Начинаем обстреливать заводинки, кромки камыша и травяных островов. Поначалу все выглядело так, как и в предыдущие дни, но через некоторое время (около 7 часов вечера) произошло чудо: как будто включили какой то подводный рубильник, и рыба начала брать на каждом забросе. Сын начал считать щук, потому как окуней просто невозможно было сосчитать. Ловили на крутящиеся блесна типа Мепс Аглия 3 и 5. В основном это были 1-2 килограммовые щуки, но как же их было много! За 1,5 — 2 часа удалось поймать 24 штуки!

Такого я еще не видел! Сын просто был опьянён происходящим! Надо сказать, что он меня еще и обловил, но я этому только радовался! Нами было принято решение не брать рыбу и мы ее отпускали.

И хорошо, потому как, возвращаясь в сумерках на базу, попадаешь в жуткий комарятник, и обрабатывание рыбы в таких условиях можно сравнить с адом. Так прошёл еще один день в дельте Волги. В последний день решили ехать на каспийские раскаты все вместе, чтобы показать мальчишкам цветущие лотосы, прозрачнейшую воду и огромное количество разнообразной рыбы. Рано вставать не стали, решили немного отоспаться, да и рыба так рано из камыша не выходит.

Приезжаем на место, облачаемся в гидрокостюмы, ныряем. Мальчишки бросают спиннинги с лодки, но через некоторое время устроили свои нырялки. Проплыв некоторое время, я встречаю стайку карасей в сопровождении двухкилограммового сазанчика, стреляю — есть. Для пристрелки пойдёт. Плыву дальше, вижу двухкилограммовую щуку, провожаю ее, не собираясь стрелять, как вдруг, чувствую прикосновение к правой руке сзади.

Оборачиваюсь — это Виктор подплыл в маске и ластах, чтобы посмотреть, как я охочусь. Ружьём указываю ему на щуку. Он понимающе кивает в ответ. Ну, думаю надо показать ему класс. Целюсь, стреляю, мимо. Гарпун, как часто бывает, прошел выше рыбы. Ну что ж, поплыли вместе дальше. На пределе 7-метровой видимости замечаю приличного сазана, поворачиваю в его сторону. Отдаю ружьё сыну. Почти кожей ощущаю, как забилось в радости сердечко 11-летнего мальчишки! Показываю ему на облако мути от кормящегося сазана и делаю знак приготовиться. Но сазан выплывает из облака с моей стороны, и Виктор видит его уже уплывающего в 3 метрах от себя.

Вижу — поражен размерами рыбы, стрельнуть не успел. Еще бы, увидеть впервые в жизни примерно 7-килограммового сазана зрелище захватывающее. Тут из соседнего с ним камыша выходит приличная щучка и почти останавливается в двух метрах. Целится, стреляет, мимо. Та же картинка, как у меня. Не всегда вспоминаешь вовремя, что целиться надо под рыбу. Смотрю, покрылся мой Витюша пупырышками — долго уже в воде находится. Отправляю его греться в лодку. И так впечатлений нахватался, главное непереохладиться. Сам поплыл дальше. Набрёл на огромное стадо буфало, распределившееся по водорослевым клумбам на небольшой акватории.

В прошлый свой приезд, мы за ними специально не охотились, а когда привезли несколько штук домой в Самару, всем они очень понравились по вкусу. В этот раз решил подстрелить их побольше, тем более, что завтра с утра уже уезжаем. Стрелял их из засады и в поиске, выбирал только крупные экземпляры. Но именно их и труднее всего было добыть. В то время, когда менее увесистые члены стаи красовались на расстоянии вытянутой руки от меня, вожаки пулей улепётывали, едва меня увидев. Добыв их около десятка, иду к лодке.

Сазанов больше нет. Саша предлагает выехать и поискать их на чистой воде. Соглашаемся, едем. Выехав на раскаты из небольшого ильменя, Саша встает и начинает что-то высматривать на покрытом сплошным ковром водорослей дне. Примерно метров через триста, останавливает лодку и обращает наше внимание на рытвины на дне. Это место кормежки сазана. Снова падаем в воду и начинаем челноком прочёсывать местность. Метров 40 от лодки замечаю знакомое облако мути, подкрадываюсь к нему, как говориться, одной ластой подгребая, одной ноздрёй дыша. Вижу сначала хвост, затем из мути высовывается голова. Стреляю, есть. На лине закрутился неплохой сазан. Плыву дальше.

Через некоторое время из водорослей стартует недалеко от меня ещё один. Видать шумновато я плыл. Еще через пару сотен метров снова вижу мутное облачко, подкрадываюсь — точно он. Однако, почти целиком покрыт травой. Стараясь угадать, стреляю. Попал, но при рывке вижу, как линь вырывается из верхней части спины. Ушёл. Ничего, легкая рана, заживёт. Ещё через сотню метров на меня выходит ещё один. Стреляю, есть. Этого убил сразу же точным выстрелом за головой. Всё, ласты уже не слушаются. Пора заканчивать. Охота удалась. Мой друг, проплавав всё это время, так и не добыл ни одного, но по дороге к лодке, почти рядом с ней, обнаружил отдыхающего приличного сазана, коего и взял к превеликому своему удовольствию. Всё поставлена жирная точка. Конец нашей охоте. Огромное спасибо нашему егерю Саше за его увлеченное отношение к своей работе. Он настоящий профессионал своего дела! По дороге к базе останавливаемся на лотосовых полях. Оказывается, в плодах лотоса есть самые настоящие орехи с отличным вкусом. Фотографируемся на память.

В последний раз останавливаемся на Мечётном у того места, где вчера разворачивалось поле битвы со щукой. Нет, такого уже нет. Снова щучка берёт нехотя, иногда окунь. История знакома. Радость испытали мы все за нашего младшего участника экспедиции — Павла. Здесь он наконец-то поймал первую в своей жизни щуку!

Ну, что ж, прощайте раскаты, прощай Мечётный! Нет, скорее до новых встреч! Ведь мы ж теперь уже вчетвером заболели тобой, Дельта Волги! А эта болезнь склонна к частым рецидивам! Ну, что ж, прощайте раскаты, прощай Мечётный! Нет, скорее до новых встреч! Ведь мы ж теперь уже вчетвером заболели тобой, Дельта Волги! А эта болезнь склонна к частым рецидивам! Андрей Царёв.

Коментарии

Судьба 22:02 30.11.2011
Меняете турбазу,Лазурь не трофейная.Если первый раз,то сойдет,сам начинал с нее))у нас даже рассказы похожи во многом.Но ребята нужно не останавливаться.Есть базы лучше и дешевле,но главное трофейные!!Сомы за 10,сазаны под 7-9 кг и щука на 4 и т.д кг,там обычное дело.
Для возможности комментирования пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь.